Гораздо больше опыта приносят неуспевающие ученики
- Как завладеть вниманием ребенка и настроить его на работу?
- В моем случае важно сразу погрузить ребят в музыку. Дать возможность разговаривать на ее языке.
Дети любознательны, они хотят сразу все: научиться фехтовать, побеждать в шахматы, играть на фортепиано… Все это добавляется к растущей из года в год школьной нагрузке, поэтому программа выстраивается так, чтобы на каждом занятии активизировались все возможности ребенка: это игра двумя руками, работа над музыкальными образами, подбор по слуху, импровизация и многое другое. То есть отрабатывается не один навык, а весь блок умений и знаний, необходимый при обучении игре на фортепиано.
Главное условие – сохранение творческой активности ученика. Меня не пугает, что ребенок в 7 лет неидеально играет любимое произведение на концерте для родителей, главное – он играет то, что ему нравится, выразительно и с душой.
- Что помогает ребенку видеть результат?
- Играя красивую музыку, ансамбли, импровизации и композиции, ребенок развивает технику игры, укрепляет пальцы, отрабатывает технические формулы и приемы. Главный акцент я делаю на востребованность и демонстрацию достижений ребят, проводя музыкальные вечера, концерты, фестивали, выступления на конкурсах.
К примеру, мы поставили «Пер Гюнта» норвежского драматурга Генрика Ибсена с музыкой Эдварда Грига. Конечно, сценарий ужали, декорации были минимальными, но Григ прозвучал весь. Получилось познавательно, очень полезно для учебного процесса, а главное – увлекательно и интересно. Коллективные формы работы вообще являются стимулирующими во многих отношениях. Ребята учатся друг у друга, проявляют свои лучшие качества, совершенствуются.
Я же выполняю совершенно иные задачи – работаю на будущее, которое наступит гораздо позже. Для педагога это интенсивная работа, для ребенка – серия маленьких, но важных побед.
- Ваши ученики пытаются сочинять свои произведения?
- Мы с коллегами учим их создавать музыкальные произведения. Когда ребенок знает, как создается музыка, из каких конструкций она состоит, у него появляется правильное критическое отношение к звучащей музыке. Возможно, становится очевидной примитивность каких-то музыкальных произведений, звучащих повсеместно.
Музыка – это уникальный язык, на котором могут общаться люди, разговаривающие на различных языках, она передает наши эмоции, состояние души. Поняв это, молодой пианист начинает искать свою музыку, которая отражает великие вещи.
- А ребята учат вас чему-нибудь?
- Талантливые ученики требуют от тебя полного напряжения сил, они быстро все схватывают, необходимо сразу подстраиваться под новые условия, соответствовать таланту. При этом еще больше опыта приносят сложные ученики, у которых что-то не получается. Тогда надо строить работу так, чтобы максимально просто и наглядно дать материал, чтобы ребенок не опустил руки. Главное тут – сохранить терпение и любовь к ребенку, даже когда получить результат выходит далеко не сразу.
Ребенка не заставить работать ради достижения далекой цели. Недостаточно сказать: «Знаешь, Петр, ты вот сейчас пять часов позанимаешься и через десять лет станешь виртуозом». Ребенку это непонятно. —
СПРАВКА
Ирина Письмак руководит сектором фортепиано и теории музыки Санкт-Петербургского Дворца творчества юных и обучает детей в возрасте от 4 до 18 лет игре на фортепиано.
Сектор фортепиано и теории музыки возник на основе студии фортепиано. В 1939 году под руководством педагога, методолога и теоретика пианизма Арсения Щапова она открыла свои двери для учащихся. При этом Щапову содействовали композитор Исаак Дунаевский и педагог Дмитрий Кабалевский.
Сектор фортепиано и теории музыки неразрывно связан с другими коллективами отдела художественного воспитания, и юные пианисты имеют возможность проявить себя как концертмейстеры, участники ансамбля и даже солисты симфонического оркестра.
Михаил Голиков, директор Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества: «Увлекать ребенка музыкой и давать ему возможность видеть свой рост, чувствовать себя маленьким артистом – это очень правильный подход. Со своей стороны мы стараемся развивать заложенные педагогами навыки, позволяем ребятам почувствовать сопричастность к сцене. Стараемся дать им возможность выступить, ощутить себя настоящими музыкантами».